Григорий Львович Рошаль и его ученик Александр Коваленко. В перерывах репетиций дипломного спектакля по повести А.С. Пушкина – «Гробовщик».
|
Григорий Рошаль со своими студентами «Была весна 1976 года. В Московском государственном институте культуры готовился первый выпуск специалистов, с которыми экспериментировал в своей мастерской Григорий Львович Рошаль и его команда. Шла защита дипломных работ и сдача государственных экзаменов» Слева направо, первый ряд, сидят: Оля Мычка (профорг группы), Мастер и Учитель Григорий Львович Рошаль, Дина Лысых. Второй ряд, стоят: Света Максимова, Вартан Саакян. Людмила Мещерякова (староста группы), Лена Васильева, Гена Калмыков, Стас Васильев. |
Г.Л. Рошаль и С.М. Эйзенштейн «Размышляя о кино и о театре, Григорий Рошаль делился секретами воздействия искусства на развитие в человеке собственного благородства и благородного отношения к другим». (Цитата из книги Александра Коваленко «Наш Рошаль») Сергей Михайлович Эйзенштейн 22 января 1898, Рига, Лифляндская губерния, Российская Империя — 11 февраля 1948, Москва, РСФСР, СССР, советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог. Профессор ВГИКа, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусствоведения (1939), лауреат двух Сталинских премий I степени (1941, 1946). Автор фундаментальных работ по теории кинематографа. Рошаль и Эйзенштейн учились вместе в знаменитой студии Мейерхольда. Вместе работали в театре имени Мейерхольда (ТИМ). Вместе представляли своими фильмами кинематограф Советского Союза на Первом Венецианском кинофестивале. Вместе преподавали много лет во Всесоюзном государственном институте кинематографии (ВГИК). Дочь Григория Рошаля окончила мастерскую Эйзенштейна и работала у него помощником режиссёра. |
Г.Л. Рошаль и Л.В. Косматов На съемках первого советского широкоформатного фильма «Они живут рядом» (1967). Леонид Васильевич Косматов (13 января 1901, село Верхний Ломов, Пензенская губерния — 2 августа 1977, Москва) — советский кинооператор, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Лауреат трёх Сталинских премий (1947, 1949, 1950). Профессор ВГИКа (1950). |
Григорий Рошаль в московском клубе кинолюбителей. 1973 г. «Рошаль с радостью говорил с трибуны на Кинофестивале УНИКА в Москве, что первые фильмы «Выход рабочих с фабрики» и «Прибытие поезда» были сняты братьями Люмьер незаконно! То есть, не по законам киноискусства и не по законам республики! Не было киноискусства и не было для них светских законов! На самом деле, все понимали, что речь не идет о беззаконии. Истина – в правде. Это закон! Сильнее правды ничего не бывает. Когда поезд на экране приближался на первый план, зрители с ужасом выбегали из зала. Никакая сила не могла их удержать от надвигающейся катастрофы.»
|
Г.Л. Рошаль и педагог по мастерству актер Р.Р. Вартапетов. 1975 год «В нашей мастерской Рошаль не обучал нас техническим приемам режиссуры. Это делали его помощники – педагоги из его команды. Каждый из них был выдающимся профессионалом. Григорий Львович гордился ими и доверял им». ( Цитата из книги Александра Коваленко «Наш Рошаль») Вартапетов Рубен Раффович (1928—2008, Россия) — театральный режиссёр и педагог, заслуженный деятель искусств России, главный режиссёр Московского областного государственного драматического театра им. А. Н. Островского (1980—1990 года), художественный руководитель Мастерской художественного слова Московской областной филармонии. |
Сергей Овчаров и Григорий Рошаль. «Казалось, что Сергей Овчаров занимал в мастерской больше всех пространства и времени. Он увлекал нас своей инициативой и фантастической жаждой овладения профессией режиссера. Каждый свой курсовой фильм он придумывал с неуемной фантазией. Балаган, бурлеск, эпатаж, буффонада – жанры, которые он смешивал без тормозов и без рамок приличия». ( Цитата из книги Александра Коваленко «Наш Рошаль») Сергей Михайлович Овчаров (род. 29 апреля 1955 года, Ростов-на-Дону) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, преподаватель (СПбГИКиТ). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994). |
Реакция Григория Рошаля «Когда же Рошаль выслушивал от нас «что там было», он очень эмоционально реагировал на всякий глагол и на всякое существительное. Он «видел» и чувствовал отсутствовавшие прилагательные. В своем воображении он «дорисовывал» мелкие детали. Было огромным удовольствием любоваться «картинкой» с реакциями Мастера». ( Цитата из книги Александра Коваленко «Наш Рошаль»)
|
Г. Рошаль с актрисами Ниной Веселовской и Руфиной Нифонтовой. Экранизация романа А.Н. Толстого «Хождение по мукам.» (Фото предоставлено Центральным государственным музеем кино) «Григорий Рошаль был непревзойденным мастером литературной экранизации. Мало кому давался этот жанр. Поэтому кино, в основном, снимали «по мотивам» романов. Это было проще и честнее. Рошаль, видимо, знал секреты, которые позволяли ему очень бережно и без искажений перенести на киноэкран повесть или роман. Экранизируя Максима Горького или Алексея Толстого, Григорий Рошаль не исказил и не испортил талантливую литературу. Романы «Хождение по мукам» и «Дело Артамоновых», образно говоря, можно не читать, посмотрев фильмы Рошаля». ( Цитата из книги Александра Коваленко «Наш Рошаль») Нина Валентиновна Веселовская (7 марта 1932 — 6 марта 2022) — советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР (1984). Руфина Дмитриевна Нифонтова (15 сентября 1931, Москва — 27 ноября 1994, Москва) — советская и российская актриса театра и кино, народная артистка СССР (1978). |
Григорий Рошаль был узнаваем и любим всеми кинолюбителями СССР «Григорий Львович был очень популярной личностью среди кинолюбителей Советского Союза. Люди разных возрастов из разных концов страны могли похвастать, что были лично знакомы с ним». ( Цитата из книги Александра Коваленко «Наш Рошаль»)
|
Григорий Рошаль и Дмитрий Кабалевский в перерыве между съемками «Григорий Львович часто вспоминал свой чудесный фильм «Петербургская ночь». «Неточка Незванова» – так он называл эту свою вдохновенную работу, снятую по мотивам произведений Достоевского. Музыку к фильму написал молодой в то время композитор Дмитрий Кабалевский. Это была его первая работа композитора в кино. С этого фильма началась долгая и плодотворная работа композитора с Григорием Рошалем». ( Цитата из книги Александра Коваленко «Наш Рошаль») Дмитрий Борисович Кабалевский (1904—1987) — советский композитор, дирижёр, пианист, педагог, публицист, общественный деятель. Академик АПН СССР (1971). Герой Социалистического Труда (1974). Народный артист СССР (1963). Лауреат Ленинской премии (1972), трёх Сталинских премий (1946, 1949, 1951), Государственной премии СССР (1980) и Государственной премии РСФСР имени Глинки (1966). |
Григорий Львович Рошаль и Ася Михайловна Боярская среди первых студентов-заочников. «На базе режиссерской мастерской Рошаль и его команда создали кафедру, которая впоследствии превратилась в факультет и позже в творческо-педагогический институт в структуре университета культуры и искусств МГУКИ». ( Цитата из книги Александра Коваленко «Наш Рошаль»)
|
Наша мастерская. С нами Рошаль и Вартапетов. Скоро сдача Гробовщика «Сообщество Рошаля это огромный Русский мир. Представить его во всей полноте и, тем более, в деталях невозможно. Каждый из его учеников был любим и дорог ему». ( Цитата из книги Александра Коваленко «Наш Рошаль») Вартапетов Рубен Раффович (1928—2008, Россия) — театральный режиссёр и педагог, заслуженный деятель искусств России, главный режиссёр Московского областного государственного драматического театра им. А. Н. Островского (1980—1990 года), художественный руководитель Мастерской художественного слова Московской областной филармонии. |
Съемочная группа фильма «Саламандра». Г. Рошаль крайний слева, А. Луначарский крайний справа. 1928 год. «23 сентября 1926 года австрийский биолог Пауль Каммерер покончил с собой. Это случилось за несколько дней до планировавшегося переезда Каммерера в Москву, где он, по приглашению Луначарского, должен был возглавить лабораторию в Коммунистической академии. Имя австрийского ученого и его опытов было острой темой разговоров между Луначарским и Рошалем. Тема была «кинематографичной». Луначарский предложил Рошалю «подумать». Через два года Министр просвещения Анатолий Луначарский написал сценарий, а режиссер Григорий Рошаль снял фильм «Саламандра», вышедший на экраны в 1928-м году (Луначарский также снялся в фильме в роли самого себя). ( Цитата из книги Александра Коваленко «Наш Рошаль»)
|
МГИК. 1972-1976 годы. Григорий Львович Рошаль ведёт занятие в знаменитой Тридцать пятой аудитории. Публичный разбор и анализ режиссёрских экспликаций Мастер проводил очень доброжелательно, с уважением к каждому ученику. В этот раз ему помогал ассистент кафедры, кандидат искусствоведения, преподаватель теории кино Валерий Белоусов, который пришёл к Рошалю из Кремлёвской средней школы для детей и внуков членов Политбюро и ЦК КПСС. (Цитата из книги Александра Коваленко «Наш Рошаль»)
|
В доме у Рошаля в Москве на Большой Полянке: Григорий Львович, его жена Вера Павловна Строева и дочь Марианна «В СССР была замечательная традиция – покупать себе и дарить друзьям книги. В каждой московской квартире обязательным элементом интерьера был застекленный шкаф с книгами. Желательно, чтобы книги имели красочный переплет. Особое предпочтение отдавалось полным собраниям сочинений классиков мировой литературы. Книги были украшением шкафа. У Рошаля в большой комнате было множество книг. Они были везде: в шкафах, на шкафах, под шкафами, стояли стопками на полу. Множество современных книг были подписаны авторами. Большинство книг были потрепаны и зачитаны, как это обычно бывало в массовых библиотеках». (Цитата из книги Александра Коваленко «Наш Рошаль») |
Режиссер Григорий Рошаль и легендарная женщина-оператор Галина Пышкова на съемках фильма «Песни Абая» во время Великой Отечественной войны. Картина Рошаля «Песни Абая» была очень успешной экранизацией романа М. Ауэзова «Абай» о казахском писателе 19 века Абае Кунанбаеве. В мире кино известно, что экранизация литературного романа особенно ответственный жанр. Рошаль считался мастером экранизации крупных литературных произведений. Фильм был снят на Алма-Атинской киностудии и принес казахскому кинематографу мировую славу. (Цитата из книги Александра Коваленко «Наш Рошаль»)
|
Французский клоун Ахилл Заватта, клоун Олег Попов и кинорежиссер Григорий Рошаль. 1958 — 1960. Фото Семена Мишина-Моргенштерн Слева направо: Ахилл Заватта (1915 – 1993) французский артист цирка и киноактёр. Родился в семье владельца цирка Федерико Заватта в Ла-Гулет, Тунис (ныне Хальк-эль-Уэд, Тунис). С трёх лет выступал на сцене в цирковом шоу Zavatta Trio. Олег Константинович Попов (1930 – 2016) советский и российский артист цирка, эквилибрист, режиссёр, актёр; народный артист СССР. Кавалер ордена Ленина. Григорий Львович Рошаль (1899 – 1983) |
Григорий Львович Рошаль с учениками. МГИК, 1975 год Слева направо, стоят: Людмила Мещерякова, Сергей Бердников, Стас Васильев, Светлана Мельникова. Сидит рядом с Мастером: Дина Лысых. В мастерской нас оснащали знанием профессии и умением применять законы. Образом для подражания был наш Мастер. Через учеников продолжается жизнь учителя! (Цитата из книги Александра Коваленко «Наш Рошаль»)
|
Народный артист СССР Рошаль Григорий Львович. Москва,1980 г. Удивительно! С первого контакта с Рошалем на вступительном экзамене у меня началась совершенно иная жизнь. Он как будто бы заронил в мою душу незримое волшебное зерно и оно стало произрастать и дарить неведомые мне ранее плоды! (Цитата из книги Александра Коваленко «Наш Рошаль») |