Сегодняшняя статья посвящена работе Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Похождения Октябрины» – советская немая эксцентрическая комедия 1924 года от киностудии ФЭКС (Фабрика эксцентрического актера). Фильм является утраченным, как и многие другие ранние русские фильмы был уничтожен в пожаре на студии в 1925 году. В рейтинге из 102-х самых значимых утраченных российских фильмов он занимает 4-ю строчку.
СЮЖЕТ ФИЛЬМА — Октябрина, комсомолка-управдом, выселяет на крышу нэпмана за злостную неуплату арендной платы. Там нэпман откупоривает бутылку пива, из которой появляется Кулидж Керзонович Пуанкаре. Это имя создано из имен антисоветских политиков того времени, которых регулярно «колотили» в советской прессе, таким образом имя должно символизировать воплощение зла. Нэпман и Кулидж решают ограбить Госбанк СССР, но отважная Октябрина с помощью товарищей комсомольцев мешает их коварному плану. Она мчится за злодеями на удивительном механизме – мотоцикл, который технический комсомольский гений героини снабдил потрясающими гаджетами. На этом мотоцикле имеется телефон. Сюда же вмонтирована пишущая машинка, на которой Октябрина успевает на полном ходу строчить официальные письма и донесения. И главное оружие – пожарный шланг, бьющий врагов наповал. Конечно, мировой капитал в лице Кулиджа Керзоновича и отечественный буржуазный элемент не в силах противостоять такой физической подготовке и технической оснащенности комсомола. Они вынуждены спасаться на верхушке Исаакиевского собора, где и настает их бесславный конец. Нэпман, увидев сверху процветающий и неуязвимый город Ленинград, впадает в жестокую депрессию и вешается на собственных подтяжках, а Кулидж Керзонович, настигнутый вездесущей Октябриной, превращается в футбольный мяч и, конечно же, летит в ворота мирового капитала.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФИЛЬМА — Первый фильм мастерской ФЭКС благополучно вышел на экраны 25 октября 1924 года. К семилетию Октябрьской революции. И вполне логично, что главная героиня фильма получила имя Октябрина. Вместе с именем и все происходящее на экране действо приобрело некое символическое значение. А происходили на экране вещи совершенно невозможные для кинематографа тех лет, когда только-только начинают осваиваться простейшие кинотрюки и спецэффекты. Когда в основном все фильмы снимаются в павильоне с более или менее креативными декорациями и с трех основных точек. Начинающие кинорежиссеры и сценаристы Григорий Козинцев и Леонид Трауберг и здесь разрушили все стереотипы.
Зинаиде Тарховской (Октябрина), настоящему ветерану ФЭКС, пришлось нелегко. Ее отличная физическая подготовка балерины очень выручала. Ей приходилось перепрыгивать с крыши на крышу, без конца бежать, разъезжать на мотоцикле и отстреливаться.
Где только не снимался этот фильм. На покатых питерских крышах, под флюгером Адмиралтейства, на крыше Исаакиевского собора и с земли лежащим на спине оператором. И это при том, что к услугам молодых творцов была только старенькая камера Пате, все время зажевывавшая пленку.
И несмотря на все это фильм состоялся, прошел по экранам и, конечно, вызвал немало споров на обсуждении художественного совета.
В ФИЛЬМЕ СНИМАЛИСЬ:
Зинаида Тараховская (Октябрина);
Евгений Кумейко (нэпман);
Сергей Мартинсон (Кулидж Керзонович Пуанкаре);
Антонио Цереп (рекламмен);
Фёдор Кнорре (от МОПРа);
Евгений Кякшт (поп);
Николай Боярчиков (дворник).